Как понимать ПУСТОТНОСТЬ?
в буддизме ПУСТОТНОСТЬ=ТЕЛО ИСТИНЫ= ДХАРМАКАЙЯ
Каждый понимает это в меру своего ума. Но, как говорит дзогчен, пустотность увидеть глазами, как-то объяснить или понять умом невозможно. К ней можно приблизиться путём узнавания собственной истинной природы, её можно лишь постичь эмпирически. В пустотности не за что зацепиться, т.к. она содержит в себе всё, но не имеет ни вещественности, ни формы, ни мысли, ни сути. В то же время в ней есть потенциал для возникновения всех явлений, подобно тому, как состояние масла есть в молоке, несмотря на то, что оно ещё не сбито. Или она подобна небу или пространству с той лишь разницей, что увидеть его нельзя, возможно лишь постичь.
Любой объект пустотен по своей природе. Пример: деревянный стул. Основа его - пустотность. Рассуждение: стул это форма? цвет? твёрдость? станок, разрезающий доску? человек, сделавший его? дерево, как материал для доски? земля, вода, солнце, как условия роста дерева? ..... рассуждая далее прозреваем, что стул, как предмет, содержит в себе всё. Природа стула (ума) - пустотность.
В пустотности самозарождается ясность, т.е. она осознаёт себя. У этой ясной пустоты есть способность проявляться, как что бы то ни было. В этом смысле она проявляется "таким образом", т.е. является ТАКОВОСТЬЮ.