Освобождение.
Буддийские определения Освобождения связаны с другими Буддийскими терминами (Карма, Таковость, Сансара, которые в свою очередь связаны с другими), мне ближе все-таки «в быту». Буддисты ведь тоже люди (надеюсь), значит должно быть нечто общее с нами.
Если есть свобода, значит есть несвобода, или ограничения. Что меня ограничивает в жизни? Пространство и время. Успеть оказаться в нужном месте в нужное время каждый хотел бы. Страх не оказаться сковывает.
Что еще? Закон причины и следствия. Если произвести определенные действия, то будет определенный результат. Оч. часто неприятный. Есть много неосознанных побуждений, реализовав которые получается нежелательный результат. Это страдания. Страдания бывают физические и психические. Страдания мы не любим. В Буддизме и, особенно, в Веданте Освобождение рекламируется как несравненное блаженство.
В пример психической скованности можно привести то, чем для большинства является работа, кроме тех, у кого она по-настоящему любимая, конечно. Кто ходит на работу не по необходимости? Захотел – не пошел. С голоду умрешь. Отсюда страх и необходимость ходить. Это сковывает и ограничивает. Создает целый пакет специфических переживаний.
Следующий пример ограничений – органы чувств. Буддисты поругивают чувственные наслаждения. А что тут поделаешь, если так по природе, что тебя погладили – приятно, а лизнул раскаленную сковородку и… Сюда же можно отнести природные воздействия: холод, зной, ветры, дожди и т.п. Железная рубашка Шаолиня? Это, конечно хорошо, но до меры. Ограничения налицо.
Таким образом приходим к тому, что Освобождение с бытовых позиций – это такое состояние, когда вышеуказанных ограничений нет, а значит нет страданий.
Но если так представить, то снятие всех ограничений похоже на своего рода произвол. Впрочем, святые судя по писаниям в произволе замечены не были, да чудеса творили, но в конечном итоге меру знали.
В Буддийских текстах часто приводится пример сравнения освобожденного состояния сознания с чистой поверхностью зеркала, или водной глади в тихую походу, когда они отражают реальность как есть, а сами не затронуты ею. Это очень похоже на поведение Единицы в формальных моделях многополярности.
Если взять формальные модели, то исходя из двойки мы имеем, что в линейном уме (+) – это единица и, взаимодействуя, он свободен от изменений, а (-) изменяется. Но став плюсом изменения прекращаются. (+) (+) = (+) Получается, что (+) как бы отражает (-) в себе и (-) остается (-).
Но есть еще альтернативная матрица, которая найдет себя в жизни. Там все наоборот. Т.е. доведение системы до (+) не решит всех проблем и не освободит получается.
Т.о., чтобы решить проблемы двойственности нужна такая единица, которая позволит Освободиться (выйти за рамки) от нее. При этом сама двойка остается, но она больше не властна над нами, т.к. Новая Единица снимает противоречия. Это похоже и есть Диалектика. Дальше, как я понял следует Лока 3 с тремя изоморфными системами, набрав комплекс взаимодействий в которых, можно снять противоречия лишь выйдя за рамки системы… Новой единицей.
Буддисты, конечно так не подходил. Там все строится на неразличении и интуитивном прозрении, но я думаю, что для комплекса полей человека набор полей и их взаимодействий до полного исчерпания и будет Освобождением.