Когда Василий услышал в детстве, что Иисус Христос повелевает стихиями и ходит по воде, то он тут же осознал, что Учитель не принадлежит двухполярному Миру.
Одно дело иметь врождённые свойства зрелости, а другое – пропускать их через осмысление.
Впрочем, кто не рождён ходить по воде, тот вынужден, чтобы не попасть в коллапс, осмыслять и рождать новые качества.
Так, размышляя, Василий отдыхал и корректировал себя, восстанавливая целостную гармонию.
Гармония есть в каждой Сфере.
Однако нарушение гармонии ведёт к болезням и страданиям. Никто не желает страдать, но, при этом, тем о гармонии не ставит.
– Что является признаком нарушения гармонии? – спросил однажды Чон.
– Есть сигналы. Сознание одно, но оно являет удовлетворённый и неудовлетворённый свой вид. Удовлетворённое сознание принадлежит гармоничному и здоровому процессу. Неудовлетворённое сознание сигналит о дисгармонии.
– Значит, недовольные, критичные, спорящие, требующие, люди патологичные?
– Именно так. Будет ли кто-то жаловаться или бунтовать, если всё в гармонии и прекрасно?
– А советующие, обучающие?
– Здесь две категории: Учителя и обыватели. Обыватели, правда, преследуются инстинктом размножать себя. Отец гордится тем, что сын похож на него, а философ пропагандирует себя.
– Учителя, разве, не размножают себя в учениках и Учении?
– Размножают, так же как все биологические виды.
– Значит, Учителя тоже патологические?
– Нет. Не путай здоровое размножение с больным требованием, критикой, призывами, бунтом, в угоду себе, но со ссылкой на «общественное мнение».
Василий подставил лицо мягкому ветру и повернул восприятие во внешний Мир.
Если вывести восприятие слухом, то можно услышать звуки, которые обыденные люди не воспринимают. Это не тонкий слух, а звуки эмоций. То же самое со зрением, вкусом, обонянием и даже осязанием.
Это был уровень, который древние называли «звук звука». Эмоциональное состояние неописуемое.
Это тоже уровень созревания. Василий надеялся, что есть люди, которым этот уровень доступен.
Обучить этому невозможно, но можно способствовать, как садовник помогает растениям.
Мудрость это очередной этап созревания. Мудрецами не родятся.
Рождая одно за другим, человек может пройти несколько этапов.
Конечно, все без исключения, устремились к Абсолюту. Но прийти к нему можно по этапам, созревая шаг за шагом. У всех ли есть потенция до уровня Абсолюта?
– Я тоже об этом думаю, – сказал появившийся ниоткуда Дон Мен. – Устремляются все, но кто и на каком уровне достигнет?
– У всех есть потенция. Вспомни периодическую систему Менделеева. Там для каждой «Сферы» есть этап завершения. Вот так же люди и любые биологические и не биологические объекты и их образования.
– Значит, химические соединения тоже страдают? – появился ниоткуда Тензин, чтобы подождать учеников на месте встречи. – Получается, что водород в роли дурака, а хлор в роли подлеца. Стремясь к Абсолюту, то есть вывести свои уровни до гармонии в процессе, они объединяются. У водорода всего один электрон, а у хлора – семь. Не так ли люди?
– Всё шутишь, – ответил Дон Мен. – Хотя в твоей шутке есть смысл, понятия объединений.
– На каком этапе развития находятся водород и хлор; двухполярном, разума, или мудрости? – по-прежнему шутил Тензин.
– И водород, и хлор это ты, – сказал Василий. – «Нет ничего вне сознания». Каков ты, таковы и твои понятия даже в реализациях ума, то есть в ариом. Другой разговор – когда ты родил водород и хлор в понятии их свойств и взаимодействий?
– Ты перепрыгнул на ум Василия, – улыбнулся Дон Мен. – А теперь тема ума мудрости.
– Тем более, уже не время разговорам по свойствам линейного ума.
Раздались тихие голоса и шаги. Ученики собирались на место встречи.
– Есть темы о мудрости, а есть пребывание в мудрости, – начал Василий. – О мудрости можно говорить и в линейном уме, и в разуме. От этого свойства мудрости не появятся. Конформное отображение в другую Сферу не есть мудрость.
– Зачем мы теперь будем говорить о мудрости? – удивился Святогор.
– Когда вы станете мудрецами, то говорить будет не о чем, – засмеялся Тензин.
– Отображение, то есть понятие о мудрости нужно для ориентации в процессе становления себя, – ответил Василий. – У мудрости есть свойства, и она не является продолжением разума. В разуме ещё есть «отрицание», а в мудрости его нет. Уже в разуме, по степени его становления, уменьшается отрицание. Сильнее всего «непринятие» проявляет себя в линейном уме цивилизации.
– Не сядет ли нечестивец мудрецу на шею? – усомнился Святогор.
– «Садятся на шею» только в Сфере линейного ума. Вспомните, уже в разуме можно повернуть негативное событие в пользу жизни.
– Как может быть отсутствие невзгод?! – воскликнул Святогор.
– «Невзгод» в мудрости тоже нет. Почему? Здесь иные принципы, мировоззрение, реакции. Основным отличием является принцип «Текучей Воды». Другим отличием является реагирование только на факты.
– Люди всегда реагируют на факты, – возразил Святогор.
– Реагируют, пропуская их через понятия ума. Поэтому у них есть понятия «невезения», «ошибок», «отрицательной кармы», «плохой судьбы». Если признавать только факт, то о каком невезении речь?!
– Есть лучшие возможности.
– Откуда они? Из гипотез и сопоставлений. Это свойства линейного ума, так как гипотезы порождает предыдущий опыт «лучшего». Ум, ведь, всегда «вчера», а факт всегда тут и теперь. Факт, который отменить невозможно, при этом умом игнорируется. Или ты маг и способен заменить факт?
– В следующий раз я учту ошибки.
– Вот так и вершится борьба сущности с хилым умом, – комментировал Тензин.
– Поясню слова Тензина, – сказал Василий. – Всякий миг факт выражает Абсолютное решение сущности на весь комплекс, обуславливающий проявление. Это ответ на существование каждого человека в каждый миг. Не созрев до такого уровня, ум не согласен с фактами.
– Значит, Сфера ума не соответствует Сфере существования? – сделал вывод Али.
– Именно так. Уму предстоит поэтапно расти. Однако, при истинном развитии, на каждом этапе ум отрывается от предыдущей базы, а не множит её, как это делают люди цивилизации; они не развиваются, а стареют.
– Если факт соответствует Сущности, то к чему тогда понимать и действовать?! – воскликнул Святогор.
– Поэтому тут же рождается Принцип Недеяния. Это не безделье. Он сочетается с Принципом «Текучей Воды».
– Чем отличается этот Принцип от процесса жизни, в котором пребывает каждый человек? – спросила Салтанат.
– Возьмём в пример явленное фактом событие. Обыденный человек поляризует его на «положительное» или «отрицательное» в своём уме. Если событие «не правильное», то человек вступает с ним в борьбу. Представь, что процесс жизни это текучая вода. Натолкнувшись на препятствие, человек борется с ним, то есть «мутит воду». Естественно, что «мутит» он и себя.
Мудрец воспринимает препятствие как неизбежный факт и продолжает течь. «Замутнения» себя и среды при этом нет.
– Признавать негодяев?! Не видеть их?! – возмутился Святогор.
– Само слово «негодяи» исходит из поляризующего ума. Человек линейного ума не зрит всего комплекса, слагающего его жизнь и события; он всего лишь двухполярный. Этим и отличается мудрец, что осознаёт факт существования всего. «Негодяи» тоже слагают процесс жизни и обеспечивают её в равной мере, как и «правильные» люди.
– При таком попустительстве Мир разрушится и погибнет, – продолжал возражать Святогор.
– Мир скорее погибнет в борьбе со «злом», – сказал Дон Мен. – Не забывай, что «злодеи» считают себя «праведниками». Никто «не спустит» никому; все правы и все за «истину». Однако при этом нарастает качество борьбы. Имя ему «отрицание». Оно упражняется, разрастается, уничтожает. Борьба, развиваясь, старит и сужает жизненное пространство.
– Как же быть?!
– Не бороться люди линейного ума не могут, – ответил Василий. – Наращивая отрицание, они наращивают своё старение, теряют адаптацию и уничтожают сами себя. Это величайшее свойство Природы: «Придя к мере, система должна уничтожить сама себя».
– Разве людей не убивают?! – вновь возразил Святогор.
– Они часть коллапсирующей системы.
– А если мудрец окажется в их среде?
– Каждый человек живёт только свою
жизнь, – ответил Василий. – Рождение и смерть есть только для человека линейного ума. Мудрец, реагируя только на факты, живёт всегда. Скажи мне, для текучей воды есть конец?
– Есть.
– Когда он наступит?
– Когда вместилище заполнится.
– Вот ты и ответил на свой вопрос. Мудрец не имеет страданий и живёт, пока не исчерпается процесс. Если жизнь ты отмечаешь только в сознании, то будешь ли присутствовать на своёй смерти?
– Если смерть это прекращение жизни, то прекратится и сознание, – согласился Святогор. – Значит, никому не дано присутствовать на своей смерти.
– К чему стремятся люди?
– К Абсолюту.
– В Абсолюте есть «другое», то есть условие процесса?
– «Другого» нет, иначе какой он Абсолют?!
– Получилось, что нет процесса и нет жизни, – закончил Тензин.
– Ну, так к чему придёт мудрец, когда заполнится «сосуд жизни»? – улыбнулся Василий Святогору.
– Нужно подумать…
– Я понимаю, что тебя смущает. Ты можешь
сказать, что человек не хотел умирать, но попал в
катастрофу.
– Да. Именно это меня смутило. Есть преждевременная смерть.
– Кто назначил время смерти? – пошутил Тензин.
– Человек был здоров, но попал в катастрофу, – упрямился Святогор.
– То есть, человек сам по себе, а тело его существования само по себе? – вновь засмеялся Тензин. – А если тело существования исчерпало себя?
– Не горячись, Тензин – остановил его Василий. – Он не случайно сказал «преждевременная смерть». Лучше пойми это как то, что человек не созрел до Абсолюта.
– Это я и хотел сказать, – подтвердил Святогор. – Обязательно ли развиться до разума, а затем, до мудрости?
– Не обязательно. Двухполярная Сфера с линейными отношениями между объектами тоже бессмертная. Если человек переведёт всё своё существо в Сферу механики, а затем не будет отклоняться от гармонии, то он достигнет двухполярного Абсолюта.
– Это необходимое условие?
– Да. Почему? Кроме ума есть ещё зрение, слух, обоняние, вкус. Они должны переродиться.
– Мыслящие зрение, обоняние, вкус?
– Да. Двухполярные. Сейчас ты уже
замечаешь, что слух воспринимает смысл, зрение видит моду, дурные и хорошие поступки, едят белки, жиры, углеводы. Всё это принадлежит уму, который преобразует органы непосредственного восприятия. Нет в зрении «добра» и «зла», а вкус занимается содержанием, которое необходимо организму.
– Но это же деградация?! – воскликнул Святогор.
– Если не хочешь пополнить расу механических людей, то ум должен выйти на уровень органов непосредственного восприятия. Это и есть этап развития разума, мудрости, Татхагаты, Василия. На каждом этапе ум будет совершенствоваться, приближаясь до уровня «тут и теперь».
– Да. Ход назад делать не хочется, – признался Святогор.
– Но, ведь разницы нет в том, как прийти к Абсолюту, – сказал Дон Мен.
– Для меня разница есть. Не хочу утрат.
– Утрат?! Какие в Абсолюте «утраты»?
– Коварное это дело, – впервые улыбнулся Святогор. – Однако на пути ума к Абсолюту придётся нести утраты.
– Сомневаешься, что «ходом утрат» не достигнешь Абсолюта? – пошутил Тензин.
– Абсолют это «журавль в небе», а жить приходится в реальном мире. Я лучше пойду путём развития. Ориентиры на мудрость у меня есть.
– Какие?
– Качества характера и психики. Прежде всего, «принятие».
– Почему ты «принятие» поставил на первое место? – спросил Василий.
– Для развития нужны свойства адаптации. Это молодые процессы. При наращивании «непринятия» они теряются. Это путь старения.
– Вот видишь, сопутствует целый комплекс, а не выбранное свойство. Что проявится вместе с «принятием», кроме молодых свойств и адаптации?
– Дружелюбие, радость за чужие свершения, сострадание к слабым, самопожертвование…
– Что стоит с другой стороны?
– В Сфере ума цивилизации царствуют свойства: критичность, конкуренция и зависть, эгоизм.
– На сопоставлении, куда поляризована сущность человека?
– В мудрости и Религиях поляризация вовне. Здесь определяющие факты и тело существования. В Сфере ума цивилизации поляризация на эгоизм. Опорой становятся власть, сила, кошелёк, авторитет. Я это осмыслил!
– Осмысления в форме мудрости пока нет.
– Это, что, иное осмысление?
– Да. В такое осмысление входит то, что каждая Сфера имеет свою область существования. Например, борьба, насилия, страдания, в Сфере ума цивилизации неизбежные – они его суть.
– А в Сфере мудрости?
– «Каков человек, таково и тело обстоятельств». «Каждый получает то, что он есть». Поэтому мудрецу нечестивцы не причитаются.